Системы теплоснабжения
Вызвать МАстера

МУСОРНАЯ РЕФОРМА – 2019.

Ответы на  часто задаваемые вопросы


МУСОРНАЯ РЕФОРМА – 2019. Отвечаем на самые часто задаваемые вопросы

Почему так много платим? Кому положены льготы? Куда жаловаться, если не вывозят мусор?

 С 1 января 2019 года в России изменились правила вывоза и утилизации мусора. Высокие тарифы, подушевая оплата вместо норматива на жилплощадь, появление неведомых региональных операторов, обещания построить мусороперерабатывающие предприятия и ввести раздельный сбор мусора. И все это новая мусорная реформа.

Федеральный закон №89-ФЗ, по замыслу авторов, должен коренным образом изменить всю систему вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО). Однако первые месяцы реализации мусорной реформы показали, что количество вопросов у населения по поводу введения и оплаты новой коммунальной услуги не иссякает.

Многие сочли введение новых правил по обращению с ТКО не иначе как покушением на кошелек гражданина. По стране прокатилась волна возмущений. Вместе с новыми платежками люди получили «космические» тарифы, горы неубранного мусора во дворах и тотальную неразбериху между управляющими организациями и регоператорами.

Кто же теперь и за что отвечает? Можно ли не платить за вывоз мусора, если не живешь, а только прописан? Для кого предусмотрены льготы? Куда пожаловаться, если мусор не вывозят? И кто теперь устанавливает новые тарифы на ТКО для жителей? Центр защиты прав граждан подготовил ответы на самые часто задаваемые и болезненные вопросы.

КТО И ЗАЧЕМ ПРИДУМАЛ МУСОРНУЮ РЕФОРМУ?

Идея была благой. Предполагалось, что назначенный на каждой территории региональный оператор по работе с ТКО сделает настоящую «мусорную революцию». Повсюду поставят контейнеры для раздельного сбора мусора, построят мусоросортировочные станции, закроют старые свалки, появятся перерабатывающие заводы. Тут и борьба за экологию, и заслон против несанкционированных свалок, и упорядоченная оплата услуги.

Изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» Президент РФ подписал еще в декабре 2015 года. Предполагалось, что с января 2017 года Россия перейдет на новую систему обращения с коммунальными отходами. Будут построены мусороперерабатывающие предприятия, во дворах появятся цветные контейнеры с раздельным сбором отходов: стекла, пластика, металла, бумаги и пищевых продуктов.

Шло время. Регионы до последнего откладывали процедуру назначения региональных операторов, новые полигоны или заводы никто строить не спешил. В итоге реформе определили «дедлайн» – 1 января 2019 года. Наспех определили операторов, приняли на всякий случай высокие тарифы, утвердили с запасом нормативы накопления мусора для каждого россиянина, а в конце января разослали всем новые платежки.

ВАЖНО ЗНАТЬ! С 2019 года плата за обращение с ТКО стала коммунальной услугой (как отопление, водоснабжение, электричество). И на нее теперь распространяются все требования, применяемые к коммунальным услугам. Соответственно, на нее будет распространяться и пресловутая индексация, которая применима к тарифам. В 2019 году это произойдет дважды: в январе и в июле.

Часть регионов выхлопотала себе все же плату по квадратным метрам, а не с количества прописанных. Но платить за новую коммунальную услугу обязали всех, включая тех, кто проживает в частном секторе и имеет сад-огород.

ПОЧЕМУ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ РАЗНАЯ ПЛАТА ЗА ВЫВОЗ МУСОРА?

В основе платежа за вывоз ТКО лежат утвержденные региональными властями тарифы и нормативы накопления ТКО на одного человека.

Из чего складывается тариф? Его «цена» зависит от ряда факторов, которые в разных регионах отличаются. Это площадь региона, плотности населения, протяженность и качество дорог, наличие вблизи населенных пунктов полигонов, мусоросортировочных станций, заводов и др.

Нормативы накопления ТКО в большинстве регионов дифференцируются даже внутри самого региона. Они, как правило, разные для жителей города, села или садового товарищества. Нормативы могут быть разными даже для жителя многоэтажки и дома барачного типа, находящихся на одной улице.

Сейчас большинство жалоб граждан связаны как с высокими тарифами, так и с завышенными нормативами накопления ТКО, которые в конечном счете влияют на выставляемую в квитанции стоимость.

МОЖНО ЛИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПЛАТЫ ЗА ВЫВОЗ МУСОРА?

К сожалению, нет. В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязательство по оплате услуги возникло с момента ее предоставления. Причем неважно, заключали вы лично договор с региональным оператором или нет.

Если вы примете самостоятельное решение отказаться от отплаты этой коммунальной услуги, тут же станете должником. За просрочку платежей вам будут начисляться пени, а затем последуют все установленные законодательством неприятные санкции.

ОТДЕЛЬНАЯ ПЛАТА ЗА МУСОР ПРЕДПОЛАГАЛА СНИЖЕНИЕ РАСХОДОВ ПО СТРОКЕ «СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ЖИЛЬЯ». ЕСЛИ БЕРУТ СТОЛЬКО ЖЕ, КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ?

Поскольку вывоз мусора теперь выносится в отдельную строку в квитанции, плата за эту услугу должна быть исключена из строки «Содержание и ремонт жилого помещения». Управляющая компания обязана была сделать это сразу же с момента вступления в регионе новых правил утилизации ТКО.

ВАЖНО ЗНАТЬ! В соответствии с п. 8.1. ст. 23 ФЗ 458 от 29.12.2014 (ред. от 03.04.2018) «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления» при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации ТКО исключается из платы за содержание жилья начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор.

Согласно разъяснениям Министерства строительства и ЖКХ, никаких общедомовых собраний собственников на этот счет проводить не нужно. Размер платы по строке «Содержание и текущий ремонт жилья» должен быть уменьшен ровно на ту составляющую платежа, которая тратилась УК на самостоятельный вывоз мусора.

Более того, УК (ТСЖ/ЖСК) обязана была предупредить собственников об изменении платы за услугу. Причем не позднее чем за 10 дней до того, как изменения вступили в силу. Также по требованию жильцов управляющая организация обязана была предоставить документы, обосновывающие новый размер платы за услугу.

Если вы стали получать квитанцию об оплате за ТКО, а строка за содержание жилья не изменилась, первым делом необходимо подать претензию об исключении платежа и перерасчете за неверные начисления в вашу управляющую организацию. А если УК никак не отреагировала на вашу жалобу и не сделала перерасчет, смело жалуйтесь в Госжилинспекцию. Мало того, что все пересчитают, еще и штраф вам заплатят за неверные начисления. Размер штрафа составит 50% от неверно начисленной суммы.

Согласно изменениям, внесенным в Правила осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденные Постановлением Правительства №416, срок ответа на жалобу в УК составляет три дня.

КТО ОТВЕЧАЕТ ЗА ВЫВОЗ МУСОРА, ЕСЛИ У ДОМА НЕТ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ?

В такой ситуации за создание и содержание контейнерных площадок отвечает собственник земельного участка, на котором они расположены. С 1 января 2019 года выполнение этой функции относится к полномочиям органов местного самоуправления.

А вот если собственники выбрали такой способ управления домом, как непосредственный (без создания ТСН или найма управляющей компании), тогда заключать договор с региональным оператором будет уже представитель дома. По аналогии с другими ресурсниками, напрямую обеспечивающими дом водой, светом, газом и т. д.

КТО БУДЕТ СЛЕДИТЬ ЗА ЧИСТОТОЙ НА КОНТЕЙНЕРНОЙ ПЛОЩАДКЕ?

В новой системе обращения с ТКО обязанность поддерживать порядок на контейнерных площадках возложена на управляющие организации (УК, ТСН, ЖСК).

Если региональный оператор забрал мусор из баков, но на контейнерной площадке грязно, убрать мусор обязана УК. Но если контейнеры переполнены, мусор рассыпан вокруг по той причине, что вовремя не вывезен, привести контейнерную площадку в порядок обязан региональный оператор.

КОМУ ПОЛОЖЕНЫ ЛЬГОТЫ НА ВЫВОЗ МУСОРА И ГДЕ ИХ ОФОРМИТЬ?

Как и на любую коммунальную услугу, на вывоз ТКО для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы. На эту услугу распространяется ежемесячная денежная компенсация на оплату жилищных и коммунальных услуг – ЕДК.

Согласно федеральному законодательству, право на ЕДК имеют следующие категории граждан:

– инвалиды I, II и III группы;

– инвалиды и участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;

– ветераны труда;

– инвалиды и участники ВОВ, члены семей погибших;

– участники боевых действий;

– лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда» и члены их семей;

– семьи с детьми-инвалидами;

– лица, пострадавшие от политических репрессий;

– многодетные семьи (им предоставляется компенсация в размере 30%).

При этом региональные власти имеют право расширить этот круг лиц, а также увеличить объем предоставляемых льгот.

Если вы уже являетесь получателем ЕДК или субсидий на оплату ЖКУ, определенных региональным законодательством, дополнительно обращаться никуда не требуется – льгота будет учитываться автоматически.

Если вы только что оформили статус льготника, для оформления ЕДК или субсидии на оплату ЖКУ вам необходимо обратиться в МФЦ либо в территориальное управление соцзащиты. Там вам подскажут, какие необходимо собрать документы для оформления льготы.

В БОЛЬШИХ РЕГИОНАХ РАБОТАЕТ НЕСКОЛЬКО РЕГИОНАЛЬНЫХ ОПЕРАТОРОВ. ПЛАТА ЗА УСЛУГУ У ВСЕХ СВОЯ. ЭТО ЗАКОННО?

Размер платы для жителей за услуги регионального оператора по вывозу ТКО зависит от того, на какой территории производятся отходы. У каждой территории региона может быть свой региональный оператор, для которого установлен предельный экономически обоснованный единый тариф на обращение с ТКО.

На тариф могут повлиять дальность расположения мест утилизации и маршрута транспортировки ТКО. Также на стоимости услуги скажется определенный для этой территории норматив накопления мусора гражданами: в мегаполисе он может быть одним, а для отдаленных сел и деревень – другим.

МОЖНО ЛИ ОСПОРИТЬ ТАРИФ? ПОЧЕМУ МЫ ДОЛЖНЫ ПЛАТИТЬ ПО ТАКОЙ ВЫСОКОЙ СТАВКЕ?

Тариф ТКО формируется исходя из расходов регионального оператора на услуги по сбору, транспортировке ТКО, расходам на заключение и обслуживание договоров с собственниками и управляющими компаниями, утилизацию. Сюда же входят администрирование деятельности, зарплаты сотрудников, автомобили, расходы на бензин и прочее.

По замыслу авторов реформы, в этот же тариф заложены будущие предприятия по переработке отходов, сохранение окружающей среды и т. п. Когда будут расчищать несанкционированные свалки и как теперь утилизируют отходы, пока непонятно, но тарифы уже их предусматривают.

К примеру, в Московской области работает семь региональных операторов. И у каждого определена своя стоимость услуги по вывозу ТКО. Стоимость тарифа колеблется от 616,39 до 949,56 рубля за кубометр мусора.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Тариф ТКО регулируется Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 №484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами». Есть еще Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Приказом ФАС России от 21.11.2016 №1638/16.

Можно ли оспорить несправедливый тариф? Можно. По аналогии и в том же порядке, как и любой другой коммунальный тариф – через обращения в прокуратуру, ФАС и суд.

КАК ОПРЕДЕЛЯЛСЯ НОРМАТИВ НАКОПЛЕНИЯ? ГДЕ ПРОВЕРИТЬ, ЧТО ОН СПРАВЕДЛИВЫЙ?

Нормативы накопления ТКО устанавливают органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления поселений или городских округов.

Предполагалось, что в течение определенного времени местные власти будут осуществлять мониторинг накопления отходов на конкретных контейнерных площадках или полигоне. Это было необходимо для того, чтобы понять, сколько «производит» мусора горожанин, житель деревни или дачник, который бывает на своем огороде только с мая по октябрь.

На основании данных об объемах накапливаемых отходов должна была определяться периодичность вывоза мусора с конкретной мусорной площадки.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Процедура сбора таких данных с учетом сезонных изменений регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 №269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утв. Приказом Минстроя России от 28.07.2016 №524/пр.

Как на практике производились замеры, на основании которых были установлены нормативы, сказать сложно. Однако проверить, насколько корректно был определен норматив для конкретной территории, можно.

Для этого необходимо получить в местном органе самоуправления данные о результатах замеров и экономическом обосновании норматива. Если выявлены факты нарушений в ходе процедуры замеров, то оспорить этот норматив можно будет только при обращении в прокуратуру, ФАС и суд.

К примеру, в Орловской области тариф на вывоз ТКО для всех территорий одинаковый, но норматив накопления – разный. Каждый житель многоэтажки платит 78,24 рубля в месяц, житель частного сектора в городе – 97,79 рубля, а житель сельской местности – 88 рублей. Много это или мало, можно понять только в сравнении с тем, что было.

Жители многоэтажек до старта реформы платили за вывоз мусора 24 рубля в месяц, жители частного сектора в городе – 74 рубля. Жители большинства сел и деревень самостоятельно занимались утилизацией отходов и вообще не платили за вывоз мусора.

ДОЛЖНЫ ЛИ ЗАКЛЮЧАТЬ ДОГОВОР НА ВЫВОЗ МУСОРА СНТ?

Да. Обязанность заключить договор с региональным оператором возложена абсолютно на все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы. Среди них садоводческие и огороднические товарищества. СНТ оплачивают услугу по утвержденному местными органами самоуправления нормативу. Обратите внимание, что норматив накопления ТКО должен был определяться с учетом сезонных объемов накопления.

ГДЕ ОБЕЩАННЫЙ РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА? ВСЕ СВАЛИВАЮТ В ОДИН КОНТЕЙНЕР. КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ?

В связи с тем, что мусорная реформа в разных регионах страны протекает по-разному, обязательство сортировать мусор у граждан с 2019 года не возникло. Большинство контейнерных площадок в регионах действительно все еще не оборудованы соответствующими баками. И по обыкновению за мусором приезжает один мусоровоз.

На претензии законопослушных граждан звучит объяснение: дескать, сортировка мусора производится. Бумагу, картон и стекло оператор отделяет от общей массы отходов на сортировочной станции. Так это или нет? Несмотря на то что в нашу платежку «вбили» все затраты по утилизации ТКО, проверить этот факт сложно. А что говорит закон?

ВАЖНО ЗНАТЬ! Обустройство мест накопления ТКО регламентируется Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года №1039 «Об утверждении правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».

Таким образом, готов региональный оператор или нет, но площадки накопления должны соответствовать требованиям законодательства.

Если ваша контейнерная площадка оборудована баками по раздельному сбору мусора, а мусоровоз вываливает их все в общий бункер, вы вправе зафиксировать это нарушение (фото, видео) и направить жалобу в адрес регионального оператора, а также в муниципалитет, ГЖИ и прокуратуру.

НЕ ХВАТАЕТ МУСОРНЫХ БАКОВ. ВСЕ ВРЕМЯ ПЕРЕПОЛНЕНЫ. КТО ОБЯЗАН УСТАНОВИТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ?

Обязанность убирать места погрузки ТКО возложена на регионального оператора. При переполненном контейнере жалоба подается региональному оператору. А вот определяет схему размещения мест накопления ТКО и ведет их реестр орган местного самоуправления.

В реестр контейнерных площадок вносятся данные о расположении мест для сбора мусора, их технических характеристиках и собственниках площадок. Схема создания контейнерной площадки для сбора мусора зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для ее размещения.

Если собственник земельного участка – муниципалитет, то орган МСУ сам создает на этом месте контейнерную площадку. Делается это в соответствии с правилами благоустройства территории. Если территория включена в состав общего имущества многоквартирного дома, управляющая домом организация должна обратиться в орган МСУ с письменной заявкой на создание места для сбора ТКО.

В случае несогласия жителей со схемой размещения или дефицитом контейнерных площадок необходимо жаловаться в муниципалитет.

ЖЭК ОТКАЗЫВАЕТСЯ СНИЖАТЬ СТАВКУ НА СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛЬЯ. ГОВОРИТ, ВСЕ РАВНО НАМ СОДЕРЖАТЬ ПЛОЩАДКУ И ВЫВОЗИТЬ КРУПНОГАБАРИТНЫЙ МУСОР. ЭТО ЗАКОННО?

Действия УК незаконны! В соответствии с Постановлением Правительства от 12 ноября 2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами» и Постановлением Правительства от 25 августа 2008 года №641, крупногабаритные отходы – это твердые коммунальные отходы, размер которых не позволяет осуществить их складирование в мусорные баки. К ним относятся мебель, строительный мусор, крупная бытовая техника и т. п.

Поскольку они являются частью ТКО, за вывоз крупногабаритных отходов также отвечает региональный оператор. В подобных случаях жалуйтесь в ГЖИ.

МУСОР ВЫВОЗИТСЯ НЕРЕГУЛЯРНО. КТО ВИНОВАТ? КОМУ ЖАЛОВАТЬСЯ?

Тут двойное нарушение. И обоюдная ответственность за неисполнение своих прямых обязательств как управляющей компании, так и регионального оператора. УК обязана обеспечивать надлежащее состояние общедомового имущества и придомовой территории. А региональный оператор – исполнять свои обязанности по вывозу и утилизации отходов.

Если столкнулись с таким нарушением, обращайтесь с жалобой на бездействие УК в Госжилинспекцию.

На нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил при содержании контейнерных площадок жалоба подается в территориальный орган Роспотребнадзора. Срок ответа – до 30 дней.

Если не вывозят мусор, подаем претензию в исполнительные органы власти региона. Как правило, это местный департамент или Министерство ЖКХ. Также граждане вправе обратиться в ГЖИ. Срок ответа – до 30 дней.

В случае несогласия с величиной тарифа на услуги регионального оператора необходимо подать жалобу в региональный комитет/службу по тарифам субъекта.

Во всех случаях, при несогласии с полученными ответами по обращениям, можно подать жалобу в органы прокуратуры субъекта. Срок ответа – до 30 дней.

В НАШЕЙ ДЕРЕВНЕ НИКОГДА И НИКТО МУСОР НЕ СОБИРАЛ. ТЕПЕРЬ ПОСТАВИЛИ ОДИН КОНТЕЙНЕР ЗА 2 КИЛОМЕТРА ОТ МОЕГО ДОМА. КАК МНЕ ТУДА МУСОР НОСИТЬ?

Схему размещения мест накопления ТКО определяют органы местного самоуправления. Реестр мест накопления ТКО ведут также органы местного самоуправления. Для определения количества контейнеров должны были учитываться численность населения, нормы накопления отходов и срок их хранения.

В случае возникновения конфликтных ситуаций по размещению мусорных баков на улицах сельских поселений вопрос рассматривается представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов. А пожаловаться на неудобства, связанные с расстановкой контейнеров, можно в местную администрацию.

Необходимые образцы заявлений для данной инструкции вы можете заполнить и скачать в электронном виде по следующей ссылке.

Источник: Домовой совет

БОЛЕЕ ПОДРОБНО О НОВОМ ЖКХ В ДЗЕН  Системытеплоснабжения ДЗЕН

ЕЩЕ АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ ЗДЕСЬ

Поделиться:

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомить о