Системы теплоснабжения
Вызвать МАстера

Ряд вопросов в ЖКХ в настоящее время попросту не урегулированы, а регулирование части нюансов жилищной сферы начато, но так и брошено «на полпути». Приведем несколько примеров:

 

1. Качество коммунальных ресурсов

В настоящее время нет утвержденных требований к качеству коммунальных ресурсов. Требования к качеству коммунальных услуг есть, а требований к качеству коммунальных ресурсов — нет. Это серьезный пробел в законодательстве, последствиями которого являются:
— затруднения при попытках обязать РСО производить перерасчет стоимости коммунального ресурса, приобретенного УО/ТСЖ с целью предоставления коммунальной услуги, в случае несоответствия качества коммунальной услуги установленным требованиям, поскольку РСО не предоставляет коммунальную услугу, а поставляет коммунальный ресурс, требования к качеству которого не установлены;
— невозможность предъявления претензий к качеству коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества МКД.

Отметим, что пункт 2 части 11 статьи 161 ЖК РФ устанавливает обязанность УО/ТСЖ осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям по «прямому договору» с РСО, при этом в отсутствие утвержденных параметров качества коммунальных ресурсов смысл контроля непонятен — какие параметры необходимо контролировать и с чем сверять измеренные показатели?

2. Расходы на администрирование платежей потребителей в РСО по «прямым договорам»

Очевидно, что переход на «прямые договоры» влечет за собой дополнительные расходы РСО — на расчеты стоимости коммунальных услуг, перерасчеты, ведение лицевых счетов, изготовление и доставку квитанций потребителям, ведение претензионной работы, предъявление исков, участие в судебных заседаниях, взаимодействие с ФССП и т.д. и т.п.

Немаловажно отметить, что тарифы на коммунальные ресурсы утверждаются для РСО, то есть устанавливается единый тариф на территории деятельности соответствующей РСО. При этом в отношении каждого МКД принимаются индивидуальные решения по переходу на «прямые договоры», что затрудняет учет дополнительных расходов в тарифах: собственники помещений части домов могут получать коммунальные услуги от РСО по «прямым договорам», а часть — по договорам с УО/ТСЖ. Однако, тариф для потребителей на территории деятельности одной РСО должен быть одинаков и для потребителей, получающих коммунальные услуги от РСО, и для потребителей, получающих коммунальные услуги от УО/ТСЖ.

При этом важно отметить, что действующее законодательство РФ предусматривает возможность перехода на «прямой договор» вопреки воле РСО (по решению собственников). И если при переходе на «прямой договор» по инициативе самой РСО орган тарифного регулирования мог отказать в учете расходов РСО на администрирование платежей в составе тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, мотивируя свой отказ добровольным переходом РСО на «прямой договор», то в случае заключения «прямого договора» по инициативе собственников отказ от учета дополнительных расходов в составе тарифа представляется немотивированным.

3. Расчет объема фактически потребленных коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества

С 01.01.2017 в состав платы за содержание жилья включена плата «за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме», с 10 августа 2017 года называемые также «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме».

При этом до настоящего времени прямо не установлен порядок расчета объема этих коммунальных ресурсов, в том числе нет прямого указания, что, например, объем таких коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, рассчитывается в порядке, утвержденном для расчета объема коммунальных услуг на общедомовые нужды.

4. Порядок перерасчета стоимости коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества

Часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ в редакции, действующей с 10.08.2017, устанавливает, что стоимость коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Больше года действует указанная норма, однако до настоящего времени Правительство РФ не утвердило порядок перерасчета.

5. Расходы исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 в Правила предоставления коммунальных услуг, утв. ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354), внесены изменения, в том числе пункт 120 Правил 354 дополнен нормой о том, что расходы исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги оплачиваются в порядке и размере, которые установлены Правительством РФ.

Несмотря на то, что данные поправки вступили в силу с 01.01.2017, до сих пор порядок и размер оплаты указанных расходов исполнителя Правительством РФ не утвержден.

Заключение

В представленной статье приведен анализ лишь нескольких нюансов жилищной сферы, поскольку полный, исчерпывающий анализ всех норм, вызывающих вопросы, представляется как минимум крайне затруднительным, а то и вовсе невозможным.

Жилищное законодательство России действительно объемно, громоздко и динамично, что существенно затрудняет его понимание и изучение. При этом специалисты органов государственной власти, отвечающих за качество этого законодательства, зачастую сами недостаточно разбираются в нормах закона, а в отдельных случаях принимают решения, руководствуясь не мнениями признанных экспертов, а необоснованными требованиями некомпетентного в жилищных вопросах населения (действуют согласно политической конъюнктуре).

В итоге приходится с сожалением признать, что никакой реальной Стратегии развития ЖКХ в России не существует, равно как не существует на законодательном уровне и Концепции развития жилищного законодательства.

Дополнительно стоит отметить, что приведенное мнение подтверждается, в том числе и государственными органами.

В частности, на состоявшемся 4 июля 2018 года заседании Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Совете Федерации на тему «Модернизация систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства: законодательные и правоприменительные аспекты» аудитор Счетной Палаты Юрий Росляк заявил об отсутствии у Минстроя системного подхода к решению имеющихся проблем модернизации коммунальной инфраструктуры. Юрий Витальевич отметил: «Приоритеты государственной политики в этой сфере, конкретные цели и задачи, а также влияние уже проводимых мероприятий на общее состояние ЖКХ по всей стране (для каждого города и поселения) министерством фактически не установлены».

Автор: Нифонтов Д.Ю.

Источник: https://acato.ru/articles/20181029/tendencii-razvitiya-zhilishnogo-zakonodatelstva-rf

 

Поделиться:

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомить о