Системы теплоснабжения
Вызвать МАстера

Изменение нормативно-правовой базы по разработке и утверждению Схем теплоснабжения: ужесточение требований или повышение качества Схем?

 

К.т.н. В.С. Пузаков, руководитель направления энергосбережения и повышения энергоэффективности, ООО «Энсис Технологии», г. Москва

 

Профессиональное сообщество на протяжении нескольких лет обсуждало
необходимость корректировки Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 г. № 154 «О требованиях к Схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» (далее – ПП РФ № 154) [1-2].

С начала 2018 г. утверждён ряд нормативно-правовых актов (далее – НПА),
которые коснулись разработки и утверждения Схем теплоснабжения (далее – СТ) поселений и городских округов.

В данной статье остановимся на этих нововведениях.

Введение

Одним из основных инициаторов разработки и принятия вышеуказанных НПА выступило Минэнерго России. В частности, необходимо отметить следующие документы:
• распоряжение Правительства РФ от 31.03.2017 г. № 593-р «О внесении в Госдуму РФ законопроекта об ответственности за несоблюдение требований к Схемам теплоснабжения» (далее – РП РФ № 593-р) [3];
• совместный приказ Минэнерго России и Минстроя России от 16.10.2017 г.
№ 1430/ПР/969 «О требованиях к форматам проектов Схем теплоснабжения, направляемых в электронной форме в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти», который вступил в силу 16 марта 2018 г. (далее – Приказ № 1430/ПР/969) [4];
• Постановление Правительства РФ от 03.04.2018 г. № 405 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», вступающее в силу с 1 августа 2018 г. (далее – ПП РФ № 405) [5].

Рассмотрим особенности данных нормативных документов, которые, по нашему мнению, заслуживают внимания.

Постановление Правительства РФ от 03.04.2018 г. № 405
В ПП РФ № 405 утверждены изменения как в вышеуказанное ПП РФ № 154, так и
в ПП РФ от 08.08.2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – ПП РФ № 808). Кроме этого, в соответствии с положениями ПП РФ № 405 Минэнерго России по согласованию с Минстроем России в 6-месячный срок (т.е. до 1 февраля 2019 г. – Прим. авт.) необходимо разработать и утвердить новые методические указания по разработке СТ.

Все принятые изменения в Требования к Схемам теплоснабжения в соответствии с ПП РФ № 154, по нашему мнению, можно разделить на следующие три группы:

1. Понятия.
Из существующего (в ПП РФ № 154) перечня почему-то «исчезло» понятие «возобновляемые источники энергии», хотя по тексту новой редакции документа требования по проработке решений на базе ВИЭ присутствуют.
В новой же редакции документа появились, в частности, такие важные понятия как:
«расчётная тепловая нагрузка» – тепловая нагрузка, определяемая на основе данных о фактическом отпуске тепловой энергии за полный отопительный период, предшествующий началу разработки Схемы теплоснабжения, приведённая в соответствии с методическими указаниями по разработке Схем теплоснабжения к расчётной температуре наружного воздуха;
«мастер-план развития систем теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения» – раздел Схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения), содержащий описание сценариев развития теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения и обоснование выбора приоритетного сценария развития теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения;
«энергетические характеристики тепловых сетей» – показатели, характеризующие энергетическую эффективность передачи тепловой энергии по тепловым сетям, включая потери тепловой энергии, расход электроэнергии на передачу тепловой энергии, расход теплоносителя на передачу тепловой энергии, потери теплоносителя, температуру теплоносителя;
«топливный баланс» – документ, содержащий взаимосвязанные показатели количественного соответствия необходимых для функционирования системы теплоснабжения поставок топлива различных видов и их потребления источниками тепловой энергии в системе теплоснабжения, устанавливающий распределение топлива различных видов между источниками тепловой энергии в системе теплоснабжения и позволяющий определить эффективность использования топлива при комбинированной выработке электрической и тепловой энергии (приведён неполный перечень новых понятий. – Прим. авт.).

Ниже более подробно остановимся на важности наличия этих характеристик и документов в Схеме теплоснабжения.

2. Формулировки и требования.
В ряде пунктов документа уточнены формулировки, требования (как правило, добавлены новые). В частности, добавлена формулировка «город федерального значения», а также уточнена формулировка «источники тепловой энергии, функционирующие в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии».

3. Разделы и главы.
Помимо оценки перспективного спроса на тепловую энергию, перспективных балансов тепловой мощности источников и тепловой нагрузки потребителей, перспективных балансов теплоносителя, появились обязательные требования в разделах и главах утверждаемой части СТ (далее – УЧ) и обосновывающих материалов к СТ (далее – ОМ) по приведению данных по указанным существующим показателям на момент разработки (актуализации) проекта СТ.
Практически во всех главах появилось требование по расчёту различных показателей в рамках проведения актуализации СТ и сравнение произошедших изменений с ранее утверждённой СТ.
Добавлены новые разделы и главы, которые являются ключевыми дополнениями в данный предпроектный документ. В частности, в новой редакции документа в УЧ СТ включены такие обязательные разделы, как:
Раздел 4. «Основные положения мастер-плана развития систем теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения», который ранее в Требованиях к Схемам теплоснабжения отсутствовал, но был включён в Методические рекомендации по их разработке, – теперь рекомендуется к проработке два перспективных сценария развития систем теплоснабжения.
Раздел 7. «Предложения по переводу открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) в закрытые системы горячего водоснабжения».
Раздел 13. «Синхронизация Схемы теплоснабжения со Схемой газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения, схемой и программой развития электроэнергетики, а также со Схемой водоснабжения и водоотведения поселения, городского округа, города федерального значения» (п. 20), содержащий:
— описание принятых решений о развитии системы газоснабжения территории (региона) в части обеспечения топливом источников тепловой энергии; описание проблем организации газоснабжения источников тепловой энергии; предложения по корректировке утверждённой (либо разработке) региональной (или межрегиональной) программы газификации территории для обеспечения её согласованности с решениями СТ о развитии источников тепловой энергии и систем теплоснабжения;
— описание решений, заложенных в схему и программу развития Единой энергетической системы России (СиПР ЕЭС России), о строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, выводе из эксплуатации источников тепловой энергии и генерирующих объектов, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в части перспективных балансов тепловой мощности в СТ; предложения по строительству генерирующих объектов, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, указанных в СТ, для их учёта при разработке (и, видимо, при актуализации. – Прим. авт.) схемы и программы развития электроэнергетики субъекта РФ, СиПР ЕЭС России, включающие, в т.ч., описание участия указанных объектов в перспективных балансах тепловой мощности и энергии;
— описание решений (вырабатываемых с учётом положений утверждённой Схемы водоснабжения территории) о развитии соответствующей системы водоснабжения
в части, относящейся к системам теплоснабжения; предложения по разработке (корректировке утверждённой) Схемы водоснабжения территории для обеспечения согласованности такой схемы и указанных в СТ решений о развитии источников тепловой энергии и систем теплоснабжения.
Раздел 14. «Индикаторы развития систем теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения».
Раздел 15. «Ценовые (тарифные) последствия».
Аналогичные (разделам 4, 7, 14, 15) новые главы (5, 9, 13 и 14 соответственно) вошли и в ОМ. Кроме этого, обязательной главой ОМ стала гл. 16 «Реестр проектов Схемы теплоснабжения», которая ранее в соответствии с Методическими рекомендациями носила рекомендательный характер. Кроме того, в ОМ добавлены новые главы:
Глава 17. «Замечания и предложения к проекту Схемы теплоснабжения»;
Глава 18. «Сводный том изменений, выполненных в доработанной и (или) актуализированной Схеме теплоснабжения».

По нашему мнению, к ключевым новшествам Требований к разработке Схем теплоснабжения стоит отнести следующие.

1. В новой редакции документа зафиксировано требование по увязке между собой Схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения территории (поселения и др.), региональной (межрегиональной) программы газификации территории, схемы и программы развития электроэнергетики субъекта РФ и СиПР ЕЭС России.
2. Появились требования:
— по описанию перечня источников тепловой энергии и/или оборудования (турбоагрегатов), входящего в состав этих источников энергии (функционирующих в режиме комбинированной выработки электро- и теплоэнергии), которые отнесены к объектам, электрическая мощность которых поставляется в вынужденном режиме в целях обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей (гл. 1, ч. 2, п. 28, пп. «м»), а также описание текущей ситуации по отнесению таких источников к «вынужденным», анализ надёжности и качества теплоснабжения потребителей от «вынужденных» источников (гл. 7, п. 63, пп. «б»);
— по оценке фактических потерь тепловой энергии и теплоносителя при их передаче по тепловым сетям за последние 3 года (гл. 1, ч. 3, п. 31, пп. «о») и по включению в актуализированную СТ данных энергетических характеристик тепловых сетей (при их наличии) (п. 31, пп. «ц»);
— по описанию: значений расчётных тепловых нагрузок на коллекторах источников тепловой энергии; значений тепловых нагрузок, указанных в договорах теплоснабжения; сравнения величины договорной и расчётной тепловой нагрузки по зоне действия каждого источника тепловой энергии (гл. 1, ч. 5, п. 35).
Как показывает практика, в большинстве случаев удаётся выявить резерв тепловой мощности при сравнении договорной и расчётной тепловой нагрузки!
Также в ч. 6 гл. 1 при сведении балансов тепловой мощности и тепловой нагрузки
в зонах действия источников тепловой энергии (п. 38) сделано уточнение в части учёта именно расчётной тепловой нагрузки.
3. В ч. 9 гл. 1 «Надёжность теплоснабжения» включён ряд показателей надёжности (п. 45): поток отказов (частота отказов) участков теплосетей, частота отключения потребителей, время восстановления теплоснабжения потребителей после отключений и др., которые должны определяться в соответствии с Методическими рекомендациями.
4. Предполагается разработка не менее двух вариантов перспективного развития систем теплоснабжения территории (поселения и др.) при актуализации СТ в случае её изменения относительно ранее принятого сценария развития систем теплоснабжения (гл. 5, п. 59, пп. «а»). При этом обоснование выбора приоритетного варианта перспективного развития систем теплоснабжения территории производится на основе анализа ценовых (тарифных) последствий для потребителей, а также технико-экономическое сравнение предлагаемых вариантов.
5. При обосновании предлагаемых для строительства (гл. 5, п. 63, пп. «г») и/или реконструкции (п. 63, пп. «д») источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электро- и теплоэнергии, в частности, теперь должны учитываться балансы производства и потребления электрической энергии и мощности по соответствующей объединённой энергетической системе в соответствии с СиПР ЕЭС России или в соответствии с СиПРЭ субъекта РФ в случае технологически изолированной территориальной энергетической системы, а также востребованность электрической энергии (мощности), вырабатываемой такими источниками на оптовом рынке электрической энергии и мощности (ОРЭМ) на срок действия Схемы теплоснабжения. При этом производится обоснование предложений по переоборудованию котельных в источники выработки электрической и тепловой энергии, с выработкой электроэнергии на собственные нужды теплоснабжающей организации (ТСО) в отношении источника тепловой энергии, на базе существующих и перспективных тепловых нагрузок (п. 63, пп. «е»).
6. Добавлен пункт по анализу целесообразности ввода новых и реконструкции существующих источников тепловой энергии с использованием возобновляемых источников энергии, а также местных видов топлива (п. 63, пп. «и»).
7. Появились требования по обоснованию организации теплоснабжения в производственных зонах на территории поселения, городского округа, города федерального значения (п. 63, пп. «о»).
8. Уточнены требования в части максимальной выработки электрической энергии на базе прироста теплового потребления на коллекторах существующих источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (п. 65, пп. «б»).
9. «Предложения по переводу открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) в закрытые системы горячего водоснабжения» вынесены в новую главу (гл. 9), которая, в частности, содержит следующие новые требования:
— технико-экономическое обоснование предложений по типам присоединений теплопотребляющих установок потребителей (или присоединений абонентских вводов) к тепловым сетям, обеспечивающим перевод потребителей, подключённых к открытой системе теплоснабжения (ГВС), на закрытую систему ГВС (п. 68, пп. «а»);
— предложения по источникам инвестиций (п. 68, пп. «е»).
10. В гл. 10 «Перспективные топливные балансы» появилось, в частности, новое требование: вид топлива, потребляемого источником тепловой энергии, в т.ч. с использованием ВИЭ и местных видов топлива (п. 70, пп. «в»).
Здесь стоит обратить внимание также на пункт, где сказано о согласовании перспективных топливных балансов природного газа, если он является основным видом топлива источников тепловой энергии, с программой газификации поселения, городского округа, города федерального значения (п. 72). Это не новый пункт, но в ряде ранее утверждённых Схем теплоснабжения городов он не соблюдался.
11. В гл. 11 «Оценка надёжности теплоснабжения» добавлен ряд пунктов по обоснованию:
— методов и результатов обработки данных по отказам и восстановлению участков тепловых сетей (аварийным ситуациям), средней частоты отказов участков тепловых сетей (аварийных ситуаций) в каждой системе теплоснабжения, среднего времени восстановления отказавших участков тепловых сетей в каждой системе теплоснабжения
(п. 73, пп. «а, б»);
— результатов оценки вероятности (аварийной ситуации) и безотказной (безаварийной) работы системы теплоснабжения по отношению к потребителям, присоединённым к магистральным и распределительным теплопроводам (п. 73, пп. «в»);
— результатов оценки коэффициентов готовности теплопроводов к несению тепловой нагрузки (см. п. 73, пп. «г»).
12. В гл. 12 «Обоснование инвестиций в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение» добавлено важное требование в части не только наличия расчёта экономической эффективности инвестиций в строительство источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (как это было ранее),
но и наличия по ним источников финансирования, которые должны быть подтверждены соответствующими нормативными правовыми актами и/или договорами (соглашениями) (п. 77).
13. Добавлена новая глава «Индикаторы развития систем теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения» (гл. 13 ОМ, п. 79), которая содержит результаты оценки существующих и перспективных значений, в частности:
— количество прекращений подачи тепловой энергии, теплоносителя в результате технологических нарушений на тепловых сетях, на источниках тепловой энергии;
— удельный расход условного топлива (УРУТ) на единицу тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии (отдельно для ТЭС и котельных), УРУТ на отпуск электроэнергии;
— коэффициент использования тепловой мощности;
— доля тепловой энергии, выработанной в комбинированном режиме (как отношение величины тепловой энергии, отпущенной из отборов турбоагрегатов, к общей величине выработанной тепловой энергии в границах поселения, городского округа, города федерального значения);
— доля отпуска тепловой энергии, осуществляемого потребителям по приборам учёта, в общем объёме отпущенной тепловой энергии;
— отношение установленной тепловой мощности оборудования источников тепловой энергии, реконструированного за год, к общей установленной тепловой мощности источников тепловой энергии (фактическое значение за отчётный период и прогноз изменения при реализации проектов, указанных в утверждённой СТ) для поселения, городского округа, города федерального значения.

Ряд приведённых из новой главы показателей не являются новыми – ранее они содержались в гл. 1 «Существующее положение…». Вынесение их в отдельную главу и добавление новых связано, видимо, с получением наглядной динамики изменения данных показателей в ходе реализации и актуализации Схемы теплоснабжения.
По нашему мнению, только показатель по доле выработки тепловой энергии источниками, функционирующими в режиме комбинированной выработки, к общей выработке тепловой энергии в границах территории среди всех остальных показателей наилучшим образом характеризует изменение эффективности работы систем теплоснабжения в границах поселения/городского округа (единственное, данный показатель не учитывает возможный отпуск тепловой энергии в соседние (приграничные) поселения и городские округа. – Прим. авт.).
14. Добавлена новая отдельная глава «Ценовые (тарифные) последствия» (гл. 14), которая содержит такие новые требования (п. 81), как:
— тарифно-балансовые расчётные модели теплоснабжения потребителей по каждой системе теплоснабжения, по каждой единой теплоснабжающей организации;
— результаты оценки ценовых (тарифных) последствий реализации проектов СТ на основании разработанных тарифно-балансовых моделей.
15. Расширен перечень обязательных требований к гл. 15 «Реестр единых теплоснабжающих организаций».
16. Глава 16 «Реестр проектов Схемы теплоснабжения» теперь обязательно включается в состав проекта СТ (п. 85) (ранее в соответствии с Методическими указаниями носила рекомендательный характер. – Прим. авт.). Данная глава дополнена требованием по включению источников инвестиций по каждому мероприятию по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии, тепловых сетей и сооружений на них, мероприятиям, обеспечивающим переход от открытых систем теплоснабжения (ГВС) на закрытые
(п. 86).
17. Появилась новая глава «Замечания и предложения к проекту Схемы теплоснабжения», которая содержит перечень всех замечаний и предложений, поступивших при разработке, утверждении и актуализации СТ, ответы разработчиков проекта СТ на них, и перечень учтённых замечаний и предложений, а также реестр изменений, внесённых в разделы СТ и главы ОМ к СТ (гл. 17, п. 87).
18. Добавлена новая глава «Сводный том изменений, выполненных в доработанной и (или) актуализированной Схеме теплоснабжения» (гл. 18, п. 88), которая, соответственно, содержит реестр изменений, внесённых в доработанную и/или актуализированную СТ, а также сведения о том, какие мероприятия из утверждённой Схемы были выполнены за период, прошедший с даты её утверждения. В принципе, частично включение данной главы в части проведённых изменений в ходе актуализации СТ ряд заказчиков последние несколько лет включают в свои технические задания (например, типовое ТЗ по Московской области).
19. Теперь все старые и новые показатели Схем в ходе ее актуализации должны обновляться.
Таким образом, можно констатировать, что в новой редакции Требования к Схемам теплоснабжения из 49 пунктов расширились до 89, при этом уточнён и значительно расширен ряд изначально имеющихся требований, уточнены и расширены требования по актуализации СТ.

Что касается Требований к порядку разработки и утверждения Схем теплоснабжения, то здесь тоже произошли определённые изменения. Наиболее значимыми из них, по нашему мнению, представляются следующие.
1. В п. 3 появился подпункт «б», говорящий о том, что СТ (актуализированная СТ) утверждается главой местной администрации муниципального района – в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта РФ. Например, в Московской области данное требование через ФЗ № 131 действует с 2015 г. [6] и ответственными за разработку/актуализацию СТ сельских поселений являются администрации соответствующих муниципальных районов.
2. Добавлен новый пункт (п. 4) в части разработки, оформления и формы проекта СТ не только на бумажном носителе, но и в электронном виде, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом. Забегая вперёд, отметим, что в середине марта 2018 г. вступил в силу совместный приказ Минэнерго России и Минстроя России от 16.10.2017 г. № 1430/ПР/969 [4], на деталях которого остановимся ниже.
3. В новой редакции СТ взаимоувязана с генеральным планом развития территории (поселения, городского округа): п. 7 предусмотрено, что проект СТ разрабатывается на срок действия утверждённого генплана. В случае, если на дату принятия решения о разработке проекта СТ срок действия генплана составляет менее 5 лет либо он вообще отсутствует, то проект СТ разрабатывается на срок не менее 10 лет (п. 8).
4. Установлено, что СТ подлежит ежегодной актуализации (п. 10), за исключением случаев, указанных в п. 12 данного документа. Конечной датой периода, на который разрабатывается (утверждается) проект актуализированной СТ, является конечная дата периода действия СТ. Таким образом, данным пунктом снимается неофициальный спор проверяющих органов, заказчиков и разработчиков по вопросу «подвижки» срока окончания действия Схемы при проведении её актуализации, чтобы период действия такой актуализированной СТ всегда составлял не менее 15 лет [7-8].

В свою очередь, п. 12 установлено, что актуализация СТ не осуществляется в случае утверждения генерального плана в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке, изменения срока, на который утверждён генеральный план, либо в случае, если срок действия СТ (актуализированной СТ) составляет менее 5 лет. В этих случаях разрабатывается проект новой СТ.
5. Уменьшен срок сбора замечаний и предложений к проекту СТ (проекту актуализированной СТ), который не может быть менее 20 и более 30 календарных дней со дня размещения соответствующего проекта (п. 21). Ранее этот срок составлял не менее 30 календарных дней.
6. Уменьшен срок проведения публичных слушаний, который теперь составляет не более 30 календарных дней (п. 22) (ранее – не более 60 календарных дней).
Изменилась также процедура проведения публичных слушаний органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения (п. 23).
Так, в частности, при проведении публичных слушаний должно быть обеспечено обязательное извещение в письменной форме о проведении публичных слушаний теплоснабжающих и теплосетевых организаций, указанных в проекте СТ (проекте актуализированной СТ); размещение на официальном сайте замечаний и предложений, поступивших в соответствии с п. 21 настоящего документа, не позднее 3 календарных дней со дня окончания срока сбора указанных замечаний и предложений.
Итоговый документ (протокол) публичных слушаний размещается на официальном сайте в течение 3 рабочих дней (ранее было в течение 3 календарных дней) со дня проведения собрания участников публичных слушаний (п. 24).
7. Увеличился срок принятия решения главами администраций городского поселения, городского округа, муниципального района об утверждении проекта СТ, либо продлении срока рассмотрения проекта Схемы, либо возвращения его на доработку, о направлении для утверждения в Минэнерго России (для городов численностью населения от 500 тыс. чел. и выше), который теперь составляет 7 рабочих дней, а не календарных, как было ранее (п. 26).
Здесь нужно обратить внимание на формулировки возможности продления срока рассмотрения проекта СТ, возврата на доработку.
Глава местной администрации городского поселения, округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. чел., муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных в границах соответствующего района) после проведения публичных слушаний принимает одно из следующих решений (п. 26, пп. «а»):
• продлевает (однократно) срок рассмотрения проекта СТ (проекта актуализированной СТ) не более чем на 30 календарных дней (при необходимости);
• возвращает (однократно) соответствующий проект на доработку. При этом срок доработки проекта СТ (проекта актуализированной СТ) не может быть более 60 календарных дней со дня принятия решения о его возврате на доработку.
Минэнерго России наделяется аналогичными полномочиями по однократному продлению, возвращению проекта СТ городского округа численностью от 500 тыс. чел. и выше в случае его неутверждения с первого раза. Здесь срок рассмотрения не изменился – 30 календарных дней со дня получения проекта СТ. При этом для городских поселений, городских округов численностью от 500 тыс. чел. и более срок доработки проекта не может быть более 60 календарных дней.
В случае возвращения (см. п. 28) проекта СТ (проекта актуализированной СТ) на доработку сбор замечаний и предложений по нему осуществляется одновременно с проведением публичных слушаний в течение 7 календарных дней после размещения на официальном сайте уведомления о проведении публичных слушаний. Публичные слушания доработанного проекта начинаются не позднее 15 календарных дней со дня окончания срока, установленного для доработки Схемы при принятии соответствующего решения. Срок проведения таких публичных слушаний не может быть более 15 календарных дней.
Стоит обратить особое внимание на п. 30, где сказано, что повторная доработка проекта СТ (проекта актуализированной СТ) не допускается. В случае такой необходимости проект СТ (проект актуализированной СТ) разрабатывается заново в соответствии с положениями п. 2-29 рассматриваемого документа.
8. В соответствии с п. 32 после утверждения СТ (актуализированной СТ) она размещается на официальном сайте администрации соответствующего территориального образования в полном объёме за исключением сведений, составляющих государственную тайну, материалов и сведений главы «Ценовые (тарифные) последствия» (предусмотренных п. 81), и электронной модели системы теплоснабжения. Кроме этого, при размещении актуализированной СТ одновременно с ней также размещается ранее утверждённая Схема (предшествующая актуализированной).
Информацию о размещении органы местного самоуправления (ОМСУ), органы исполнительной власти (ОИВ) городов федерального значения обязаны разместить на официальных сайтах и опубликовать в официальных источниках опубликования не позднее 3 календарных дней со дня размещения материалов Схемы (п. 33), – таким образом, теперь установлен конкретный срок размещения Схемы.
9. Одним из важных новшеств является увеличение срока проведения актуализации СТ. Напомним, что, как и ранее, уведомление о начале разработки проекта актуализированной Схемы размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется СТ (п. 37). Однако теперь утвердить её в установленном порядке главы поселений, муниципальных районов и городских округов численностью менее 500 тыс. чел. должны не позднее
1 июля (ранее было не позднее 15 апреля) года, предшествующего году, на который Схема актуализируется. А главы городских округов и поселений численностью 500 тыс. чел. и более, руководители ОИВ города федерального значения в аналогичный срок должны направить актуализированную Схему для утверждения в уполномоченный федеральный орган (Минэнерго России) (п. 38).
Изменения в Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 г. № 808, коснулись, в частности, пакета предоставляемых документов со стороны ТСО на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации (ЕТО) и срока его предоставления (согласно п. 5 организация должна подать заявку на присвоение статуса ЕТО в течение 1 месяца со дня размещения в установленном порядке проекта СТ). К указанной заявке прилагается бухгалтерская отчётность, составленная на последнюю отчётную дату перед подачей заявки, с отметкой налогового органа о её принятии или с квитанцией о приёме налоговой декларации (расчёта) в электронном виде, подписанной электронной подписью уполномоченного лица соответствующего налогового органа. Заявка на присвоение организации статуса ЕТО не может быть отозвана или изменена (за исключением случаев наступления обстоятельств непреодолимой силы).

Совместный приказ Минэнерго России и Минстроя России от 16.10.17 г. № 1430/ПР/969
В Приказе № 1430/ПР/969 содержатся требования к форматам проектов СТ, направляемых в электронной форме в уполномоченный ФОИВ на утверждение, который включает в себя следующий ключевой пункт: «Проект схемы теплоснабжения в электронной форме должен быть направлен в Минэнерго России в виде файлов электронных таблиц xlsx» (п. 2).
В Приложении к данным Требованиям представлен рекомендуемый образец, который содержит 9 таблиц и суммарно порядка 300 показателей с их изменением на весь расчётный период действия СТ, включая ретроспективный период.

Непосредственно в приложении содержатся следующие таблицы:
1. Спрос на тепловую энергию и тепловую мощность в поселении, городском округе (38 показателей);
2. Установленная тепловая мощность в поселении (40 показателей);
3. Характеристики передачи тепловой мощности от источника тепловой энергии к потребителям в поселении (22 показателя);
4. Показатели, характеризующие потребность в инвестициях в теплоснабжение поселения (38 показателей);
5. Спрос на тепловую энергию и тепловую мощность в зоне деятельности каждой ЕТО (28 показателей);
6. Установленная тепловая мощность в зоне деятельности каждой ЕТО (53 показателя).
7. Характеристики передачи тепловой мощности от источника к потребителям в зоне деятельности каждой ЕТО (26 показателей);
8. Показатели, характеризующие потребность в инвестициях в каждой ЕТО (37 показателей);
9. Показатели, характеризующие тарифные последствия в каждой ЕТО (13 показателей).
Таким образом, Минэнерго России с этого года уже имеет право проводить рассмотрение и утверждение СТ, предоставляемых в электронной форме в виде таблиц.

Здесь также стоит отметить, несмотря на то что данный совместный приказ касается только СТ крупных городов численностью от 500 тыс. чел. и более и городов федерального значения, в отдельных технических заданиях на актуализацию СТ городов численностью менее 500 тыс. чел. в рамках проведения конкурсных процедур стали встречаться аналогичные требования по предоставлению СТ в электронной форме.

Вместо заключения
В заключение стоит остановиться на нормативно-правовом документе, который на основании распоряжения Правительства РФ от 31.03.2017 г. № 593-р весной 2017 г.
прошёл первое чтение в Государственной Думе РФ. Это – проект федерального закона (№ 141506-7) об ответственности за несоблюдение требований к Схемам
теплоснабжения (на момент подготовки статьи к публикации указанный Закон 3 июля 2018 г. был принят на заседании ГД РФ, 12 июля 2018 г. согласован Советом Федерации. – Прим. ред.).
Законом, в частности, гл. 9 ФЗ № 190 «О теплоснабжении» дополнена статьёй 9.24 «Нарушение законодательства о теплоснабжении».

В частности, в данной статье, указано, что:
— ненаправление проекта СТ или проекта актуализированной СТ, либо направление проекта СТ или проекта актуализированной СТ городских поселений, городских округов с численностью населения 500 тыс. чел. и более, а также городов федерального значения, разработанных с нарушением требований к СТ таких территорий в Минэнерго России (уполномоченный ФОИВ) влечёт предупреждение либо наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб. (п. 1);
— неразмещение в установленные сроки информации о месте проведения публичных слушаний по проекту СТ (актуализированной СТ) указанных выше территорий с численностью 500 тыс. чел. и более и городов федерального значения или итогового документа (протокола) публичных слушаний уполномоченными должностными лицами этих территорий влечёт предупреждение либо наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб. (п. 2);
— неисполнение должностным лицом ОМСУ поселения, городского округа численностью менее 500 тыс. чел. или района, в котором расположено сельское поселение, в установленный срок решения, принятого ФОИВ, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, по результатам рассмотрения разногласий, возникающих между ОИВ субъектов РФ, ОМСУ территорий, теплоснабжающими организациями и потребителями при утверждении проекта СТ или актуализации СТ влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб. (п. 3);
— нарушение должностным лицом ОИВ субъекта РФ порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения СТ поселений, городских округов с численностью населения менее 500 тыс. чел. влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб. (п. 4);
— повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1-4 указанной статьи, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (п. 5).

Статья 19.5 дополнена следующими двумя частями (34 и 35 соответственно):
Невыполнение в установленный срок законного предписания Минэнерго (ФОИВ, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения) влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 тыс. руб.;
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного указанной выше частью статьи, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Таким образом, помимо расширения требований к СТ всех поселений и городов в РФ, где необходима их разработка [6], появились дополнительные требования в части формата предоставления СТ крупных городов численностью 500 тыс. чел. и более, городов федерального значения. Кроме этого, определена степень ответственности для должностных лиц, отвечающих за разработку, утверждение и актуализацию проектов СТ.

Литература
1. Итоги совещания НП «Российское теплоснабжение» совместно с НП «Энергоэффективный город» по вопросу актуализации схем теплоснабжения от 24.10.2014 г. (URL: http://www.rosteplo.ru/news.php?zag=1415784013).
2. Папушкин В.Н. О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 22 Февраля 2012 г. № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» и иные НПА / Доклад на конференции «Теплоснабжение 2015: Антикризисное реагирование». – НП «Российское теплоснабжение» – Москва. 09-10.09.2015 г.
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2017 г. № 593-р о внесении Минэнерго России в Госдуму законопроекта об ответственности за несоблюдение требований к схемам теплоснабжения (URL: http://government.ru/activities/selection/301/27007/).
4. Совместный приказ Минэнерго России и Минстроя России от 16.10.2017 г. № 1430/ПР/969 «О требованиях к форматам проектов схем теплоснабжения, направляемых в электронной форме в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти» (URL: https://rg.ru/2018/03/07/minenergo-minstroy-prikaz-1430-969-site-dok.html).
5. Постановление Правительства РФ от 03.04.2018 г. № 405 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (URL: https://government.consultant.ru/documents/3724904).
6. Пузаков В.С. Анализ разработки, утверждения, актуализации и реализации схем теплоснабжения городов и поселений // Новости теплоснабжения. 2018. г. № 2. С. 16-22.
7. Ганин И.А. О некоторых проблемах актуализации схем теплоснабжения // Новости теплоснабжения. 2017 г. № 8. С. 28-31.
8. ТЗ на разработку/актуализацию схем ТС, ВС и ВО (URL: http://arki.mosreg.ru/deyatelnost/municipalitetam/monitoring-shem/tz-na-razrabotku-aktualizaciya-shem-ts-vs-i-v/31-05-2018-17-07-33-aktualizatsiya-dokumentov).

Источник: http://www.rosteplo.ru/Tech_stat/stat_shablon.php?id=4106

ЕЩЕ АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ ЗДЕСЬ

Поделиться:

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомить о