Системы теплоснабжения
Вызвать МАстера

До февраля 2018г. перейти к прямым договорам в ЖКХ. Лицензирование УК по новым правилам

11.01.2018
Такое поручение премьер-министр правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев дал Минстрою, МЭР и Минэнерго.
Сегодня премьер-министр российского правительства Дмитрий Медведев поручил Минстрою, Минэнерго и МЭР до 1 февраля 2018 года обеспечить принятие закона о переходе к прямым договорным отношениям в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на официальный сайт кабинета министров.
Вот, что говорится в сообщении: «Минстрою России, Минэнерго России и Минэкономразвития России обеспечить принятие федерального закона, предусматривающего переход к системе прямых договорных отношений между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями».
Необходимо напомнить, что в декабре прошлого года президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 марта 2018 года обеспечить принятие закона, предусматривающего переход к системе прямых договорных отношений между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. И, как видим, поручения главы государства выполняются.

Законопроект 207460-7geosts.ru
Несмотря на громкие уверения Правительства и Госдумы РФ, безусловного исключения управляющих компаний и ТСЖ/ЖСК из схемы предоставления коммунальных услуг и оплаты таких услуг вовсе не предусматривается. Такое исключение предусмотрено, но только если того пожелает РСО. Либо если заключить договор предоставления коммунальных услуг с РСО захотят потребители таких услуг, но опять же – исключительно с согласия такой РСО.
Наделение правом выдвигать инициативу о переходе на «прямые договоры» самих УК/ТСЖ/ЖСК не предусматривается, то есть вопрос о возложении на УК/ТСЖ/ЖСК ответственности перед потребителями за качество коммунальных услуг и перед РСО за оплату таких услуг будет решать именно РСО (либо по собственной инициативе, либо по инициативе потребителей).
Ранее одна из инициаторов законопроекта Г.П.Хованская заявляла о несовершенстве концепции «исполнитель коммунальных услуг», заключающейся в ответственности УК/ТСЖ/ЖСК за качество услуг, на которое указанные лица технически повлиять зачастую не могут, и в ответственности перед РСО за оплату коммунальных ресурсов независимо от наличия задолженности конечных потребителей. Депутат Госдумы говорила о том, что такая ответственность приводит к обязанности УК/ТСЖ/ЖСК делать перерасчеты за некачественные услуги независимо от возможности каким-либо образом влиять на это качество, а также оплачивать в полном объеме в пользу РСО потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы независимо от оплаты коммунальных услуг конечными потребителями, что в конечном счете может повлечь за собой банкротство УК/ТСЖ/ЖСК по вине недобросовестных потребителей, не оплачивающих коммунальные услуги, и по вине РСО, не обеспечивающих надлежащее качество коммунальных ресурсов и уклоняющихся от проведения соответствующих перерасчетов.
Однако, как видно из законопроекта, документ направлен вовсе не на соблюдение интересов УК/ТСЖ/ЖСК, ведь никакого права «вырваться» по своей инициативе из цепочки предоставления и оплаты коммунальных услуг указанным лицам законодатель давать не собирается. А вот РСО могут решить перейти на «прямые договоры» с потребителями, не спрашивая ничьего согласия, и такие договоры даже предлагается считать заключенными со стороны потребителей как только РСО этого захочет. Если же собственники помещений захотят платить напрямую в РСО, то это желание может быть реализовано только с согласия РСО.
Вероятно, наши депутаты слишком зациклены на борьбе с недобросовестными УК и ТСЖ и именно поэтому не могут рассмотреть ситуацию всесторонне. Однако, если для борьбы с недобросовестными УК/ТСЖ/ЖСК предлагаемые к принятию нормы могут действительно дать дополнительные инструменты, то как же быть добросовестным исполнителям услуг? Разве здравомыслящие РСО одобрят переход на прямые договоры, если УК/ТСЖ/ЖСК оплачивают потребленные коммунальные ресурсы в полном объеме, независимо от состояния расчетов с конечными потребителями? Для чего им дополнительная работа в виде расчета стоимости услуг, изготовления квитанций, претензионной, исковой работы и т.п., если всю эту работу без каких-либо затрат со стороны РСО по закону обязаны делать управляющие компании и ТСЖ?
А если ТСЖ и УК не хотят участвовать в схеме предоставления коммунальных услуг? Ведь именно о таком нежелании они постоянно заявляют, именно это нежелание является причиной для рассмотрения законопроекта о прямых договорах (переход на «прямые платежи» и односторонний отказ РСО от договора ресурсоснабжения предусмотрен и действующим законодательством). Что же делать таким УК и ТСЖ, которые хотят управлять домом, содержать общее имущество и не иметь отношения к коммунальным услугам?

С учетом содержимого рассматриваемого законопроекта можно сделать вывод, что для исключения из схемы предоставления коммунальных услуг таким УК/ТСЖ/ЖСК надо стать настолько недобросовестными, реализовывать такие финансовые операции, чтобы РСО не имели иной возможности получить оплату за коммунальные ресурсы (ни путем переговоров, ни путем судебных разбирательств и арестов счетов), кроме как по своей инициативе исключить эти УК/ТСЖ/ЖСК из цепочки по предоставлению коммунальных услуг и перейти на «прямые договоры» с потребителями. Вот так Госдума РФ борется с недобросовестными УК и ТСЖ – именно их освобождает от гнета обязанностей по оплате коммунальных ресурсов за должников-потребителей.
Еще одним следствием из реализации закона в предложенной редакции будет то, что в случае отсутствия договоров предоставления коммунальных услуг между потребителями и РСО можно однозначно утверждать, что таких РСО на самом деле все устраивает, а все их заявления о гигантских убытках от действий «недобросовестных» УК и ТСЖ можно определенно признавать ложными.
В заключение настоящей статьи можно только выразить надежду, что окончательная редакция закона о «прямых договорах» будет все-таки учитывать интересы всех участников жилищных отношений, а не станет очередной составляющей «охоты на ведьм».
Источник: https://acato.ru/articles/20171208/gosduma-rassmotrela-zakonoproekt-o-pryamyh-dogovorah

Дополнительно к вышеизложенному законодатель выпустил:
Лицензирование управляющих организаций («управляек» ) по новым правилам.
Федеральный закон от 31.12.2017 № 485-ФЗ внес существенные изменения в лицензирование управляющих организаций.
1. Срок лицензии составляет только 5 лет. Раньше лицензии на управление домами были бессрочными. Теперь лицензия будет действовать только 5 лет и должна будет переоформляться по истечении этого срока.
2. Наименование управляющей организации не может совпадать с наименованием организации, которая уже получила лицензию на управление домом. Это касается также наименований, которые схожи до степени смешения. Данное требование объясняется тем, что использование схожих наименований часто используется недобросовестными управляющими организациями для обмана собственников.
3. Если управляющая организация нарушает лицензионные требования, то из реестр могут исключить все дома, которыми она управляет.
Стоит напомнить, что управлять можно только домами, сведения о которых внесены в реестр. Если управляющая организация нарушает требования ст. 193 ЖК РФ и ей в течение 12 месяцев было вынесено предписание, которое не было исполнено, то при наличии решения суда о привлечении к ответственности за невыполнение предписания, сведения обо всех домах управляющей организации будут исключены из реестр. Фактически, это лишит управляющую организацию возможности управлять домами.
4. Сведения о домах теперь могут исключить из реестра также если: 1) управляющая организация допустила грубые нарушения лицензионных требований; 2) управляющая организация препятствовала проведению проверки ГЖИ.
5. Лицензия управляющей организации может быть аннулирована, если в течение 6 месяцев после получения лицензии в реестр не будет включен ни один дом. Другими словами, если управляющая организация не заключит ни один договор управления, то у нее отберут лицензию.