Системы теплоснабжения
Вызвать МАстера

 Концепция организации расчётов по нормативному балансу потребления

Данная концепция предлагается исключительно для добровольного пилотного точечного применения в муниципалитетах с низкой степенью охвата коммерческими средствами учёта в качестве временной меры, стимулирующей переход на полный приборный учёт.

Предпосылки

1.Невзирая на все усилия по внедрению повсеместного учёта, не удаётся убедить ФОИВ в отказе от нормативов потребления. Их сосуществование с приборным учётом является причиной образования некомпенсируемых разрывов в начислениях и создаёт лазейки для манипуляций начислениями. Эта же причина тормозит развитие энергосервиса и энергосбережения у потребителей.

2.Неограниченное разумными пределами стремление к экономии ресурсов может становиться причиной возникновений очагов антисанитарных условий внутри МКД. Необходимо вводить ограничение на разумный объём потребления ресурсов, по отношению к которому снижение потребления не приведёт к снижению платежа.

3.Поиск источников финансирования установки приборов коммерческого учёта по сию пору остается нерешённой проблемой с существенным риском переноса некомпенсируемых расходов на РСО.

Предлагается отдельным муниципальным образованиям в качестве эксперимента вернуться к нормативному порядку начислений за ресурсы с установкой контроля и санкций за сверхнормативное потребление путём коммерческого учёта тепла.

 Суть предложения

Для потребителей устанавливаются нормативы, в соответствии с которыми формируется баланс для целей тарифного регулирования. Соответственно, потребители рассчитываются в общем случае за тепло и горячую воду по нормативам и по утверждённым на основании нормативных балансов тарифам.  При этом там, где установлены приборы учёта, фиксируется сверхнормативное потребление, которое должно оплачиваться по отдельной цене, существенно превышающей нормативный тариф. Доход по сверхнормативному тарифу будет являться источником для финансирования установки приборов учёта, в т.ч. в новых местах.

Для того, чтобы заинтересовать УК сохранять в исправности приборы учёта и ограждать их от злоумышленников со стороны собственников жилья, часть дополнительного дохода от сверхнормативного потребления предлагается отдавать УК для организации мероприятий по выявлению сверхнормативного потребления в индивидуальном порядке.

Во избежание злоупотреблений со стороны УК по переносу на граждан платежей за сверхнормативное потребление в случаях, когда причиной является состояние внутридомовых сетей (физический износ или отсутствие наладки), право на трансляцию сверхнормативных платежей на граждан должно появляться у УК только в следующих случаях:

1.По итогам аудита внутридомовых систем, который показал, что они в порядке, не требуют наладки, и сверхнормативный расход возникает в отдельных квартирах.

В этом случае собственник каждой квартиры должен взять на себя доказательство, что в его квартире потребление тепла не превышает норматива (путём установки ИПУ или регулярного допуска в квартиру энергоаудиторов для проверки состояния систем отопления и ГВС внутри квартиры).

2.Если аудит показал, что внутридомовые сети требуют ремонта и наладки, то между ЕТО, УК и собственниками заключается соглашение об использовании средств на содержание жилого фонда или капитального ремонта на проведение необходимых работ в течение ограниченного периода времени, в течение которого ЕТО не выставляет УК счета за сверхнормативное потребление. Отказ собственников использовать средства содержания или капремонта жилого фонда является вторым условием, при котором сверхнормативные расходы транслируются между всеми собственниками МКД.

3.Если по истечении срока, обозначенного в графике приведения внутридомовых систем в порядок, работы не завершены и продление графика не согласовано, ЕТО выставляет счета на оплату сверхнормативных потерь УК. В том случае, если УК докажет, что работы не выполнены по вине определённых собственников жилья, не допустивших в свои квартиры работников для проведения работ по ремонту и наладке, сверхнормативное потребление распределяется между собственниками, чья вина в срыве сроков будет доказана.

У любого жителя должно быть право установки прибора индивидуального учёта в качестве подтверждения того, что его потребление не превышает норматив. В этом случае управляющая компания распределяет выявленное на ОДПУ сверхнормативное потребление только на тех, кто лишён индивидуального учёта, и кто не допустил энергоаудиторов в свою квартиру для проверки состояния систем отопления и ГВС.

Норматив потребления для ОДПУ должен устанавливаться как сумма нормативного индивидуального потребления и норматива на ОДН. В этом случае установка всеми жильцами ИПУ вынудит управляющую компанию сокращать сверхнормативное потребление в доме посредством проведения дополнительных энергосберегающих мероприятий на общедомовом имуществе.

Важно! Показания ИПУ ниже норматива не могут использоваться для снижения платежа за услуги отопления и ГВС до тех пор, пока используется нормативный баланс как основной метод расчётов!

 Состав нормативов

Для МКД должны быть установлены следующие виды нормативов на потребление тепла:

— норматив потребления тепла на отопление (Гкал на 1 м2 в месяц) – для начислений и оплаты используется среднегодовой или средний за отопительный сезон, а для определения сверхнормативного потребления используется приведённый норматив к средней температуре месяца;

— норматив на расход тепла в системе циркуляции ГВС (Гкал на 1 стояк горячей воды в месяц);

— норматив на потребление тепла с горячей водой (Гкал на 1 человека) – может быть определён через норматив расхода горячей воды в куб. м на человека и норматив на подогрев холодной воды в Гкал/м3 (может быть дифференцирован на летний и зимний);

— нормативы на общедомовые нужды:

— норматив на потребление горячей воды на ОДН;

— норматив на вентиляцию (если используется);

— норматив на отопление лестничных площадок, подвалов, чердаков и других помещений общего пользования;

— норматив на сушку (если используются сушильные установки);

— норматив на отопление подземной парковки.

 Способы определения нормативов

А. Методом аналогов для типовых построек, зафиксировав среднее за последние 5 лет потребление по каждому виду использования тепла.

Б. Методом проведения аудита внутридомовых систем для типовых построек, в которых внутридомовые системы находятся в образцовом состоянии (эталонный метод).

 Использование энергоаудита и индивидуального учёта

Управляющие компании используют энергоаудит с целью доказательства нормального состояния внутридомовых систем для трансляции сверхнормативного потребления, выявленного в ОДПУ, на жильцов.

Жильцы используют энергоаудит с целью доказательства ненормального состояния внутридомовых систем.

Жильцы используют средства ИПУ для доказательства нормативного индивидуального потребления.

 Достоинства предложения

1.Возникает источник финансирования установки новых приборов учёта

2.Финансирование производится не всеми потребителями подряд, а точечно – только теми, которым не удастся доказать, что их потребление соответствует нормативам.

3.Возникают стимулы для управляющей компании по приведению в порядок внутридомовых систем.

4.У теплоснабжающих организаций снижается волатильность дохода, обусловленная климатическими факторами.

 Недостатки предложения

1.Трудоёмкий процесс определения нормативов с учётом особенностей зданий и сооружений.

2.Возникает новый предмет для манипуляций со стороны управляющих компаний, рассчитанный на инертность жильцов.

Разработка Рабочей группы НП «РТ» по синхронизации отраслевого
и коммунального законодательства по вопросам начислений за ресурсы и коммунальные услуги

 Источник: http://www.rosteplo.ru/Tech_stat/stat_shablon.php?id=4094

Поделиться:

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомить о